Если на 1 июля 1988 г. за новыми регистрами числилось 1068 судов суммарной валовой вместимостью 9,7 млн. рег. т, то год спустя они уже имели в своих реестрах 1776 судов вместимостью 20,8 млн. рег. т. Под традиционными «удобными» флагами стран открытой регистрации находилось 868S судов — 129 млн. рег. т. Таким образом, флот под новыми и старыми «удобными» флагами насчитывает теперь почти 10,5 тыс. судов (около 150 млн. рег. т), что составляет около 37% тоннажа мирового флота. Но в нем 8,5% тоннажа составляют нетранспортные суда, а под «удобные» флаги передаются только грузовые. С учетом этого, фактическая доля судов под «удобным» флагом в мировом флоте, осуществляющем перевозку различных товаров, составляет почти 40%.


В чем же причина появления новых регистров и почему перестал удовлетворять судовладельцев традиционный институт «удобного» флага стран открытой регистрации флота? Дело в том, что в 1986 г. в Женеве на конференции ООН была принята Конвенция об условиях регистрации судов, которая установила правовые нормы, определяющие связи между судном и государством его флага, включая взаимные обязательства судовладельца и страны регистрации судна. Из Конвенции вытекает, что суда, зарегистрированные под чужими флагами, не могут одновременно находиться под контролем сразу двух правительств — страны судовладельца и страны приписки его судов.


Вступление в силу указанной Конвенции (что едва ли произойдет в ближайшее время) ослабило бы контроль, осуществляемый США и другими развитыми капиталистическими государствами над теми судами своих судовладельцев, которые плавают под «удобным» флагом стран открытой регистрации флота. Другое дело, если суда «прописаны» под флагами заморских территорий страны судовладельца или, более того, числятся во втором, так называемом «международном регистре» этой же страны. В этом случае, при сохранении всех преимуществ «удобного» флага (возможность найма экипажей с низкой оплатой труда, нераспространение на моряков социальных гарантий страны судовладельца и т. п.), суда остаются под своим родным флагом и не подпадают под действие положений Конвенции.


Одновременно «новые» регистры позволяют стране судовладельца осуществлять полный контроль над числящимся в них флотом в любых ситуациях. Такие вот неожиданные решения находит изворотливый ум воротил судоходного бизнеса в условиях меняющейся экономической и политической ситуации в мире.


Как видно, Либерия продолжала терять флот, прописанный под ее «удобным» флагом. За 5 последних лет тоннаж ее флота сократился на 23%. Зато конкурент Либерии по открытой регистрации флота — Панама — за пятилетие увеличила зарегистрированный флот на 27%.


Теперь под флагами Либерии и Панамы плавает почти одинаковый флот по валовой вместимости. По дедвейту, однако, Либерия идет впереди Панамы, поскольку под ее флагом находится значительное количество крупнотоннажных танкеров и балкеров. Уверенность американских, японских и других судовладельцев в прочности панамского института открытой регистрации флота была столь велика, что они продолжали регистрировать суда под флагом Панамы несмотря иа конфликтную ситуацию, сложившуюся в последние годы между этой страной и США.


Почему же панамский флаг стал более привлекательным для судовладельцев их развитых стран, чем либерийский? Во-первых, это более льготные условия регистрации и последующей оплаты за использование флага. Во-вторых, безразличие правительственных органов страны, регистрирующих суда, к условиям их дальнейшей эксплуатации и характеру использования. В отличие от Панамы, правительство Либерии оказывает и политическое влияние на владельцев судов, плавающих под ее флагом. Так, оно поддержало бойкот Организацией африканского единства расистского режима Южно-Африканской Республики, запретив заходы судов под либерийским флагом в порты ЮАР. Свежий бездепозитный бонус казино с выводом за регистраицию 2018