Принцип планирования морских перевозок в Польской Народной Республике, перешедшей два года назад на новую систему планирования, представляет известный интерес для работников морского флота СССР. Эта система, претерпев ряд изменений, в настоящее время приобрела установившиеся формы, и в ее применении накоплен известный опыт.


Планирование морских перевозок в Польше производится по законченным рейсам. При составлении годового плана пароходства технический отдел (равнозначный службе судового хозяйства в наших пароходствах) составляет план ремонта судов на год и совместно с бухгалтерией определяет сумму расходов.


На основании имеющегося в наличии флота и плана ремонта судов рассчитывается бюджет времени флота. Причем в одной из форм бюджет времени судов определяют по календарному периоду. Эта форма передается в отдел труда и зарплаты.


В другой форме делают расчет бюджета времени судов по периоду заканчиваемых в данном году рейсов. Указанная форма поступает в отдел эксплуатации пароходства, где она используется для составления плана перевозок и рентабельности флота, т. е. план морских перевозок нормирует производство транспортной продукции, которая должна быть полностью завершена в данном году.


Годовой план перевозок составляется исходя из возможностей флота. Этот план базируется не только на годовой заявке Министерства внешней торговли, но учитывает использование флота и на перевозке грузов иностранных фрахтователей. Плановый суммарный доход флота пропорционален количеству тонняже-суток, выделенных под загранперевозки. План перевозок и доходов базируется на количестве тоннаже-суток флота в эксплуатации и на возможностях его использования.


Заявка Министерства внешней торговли учитывается при составлении оперативного квартального плана перевозок. Именно тогда производится отбор наиболее валютно-выгодных грузов и решается вопрос об отфрахтовании иностранного тоннажа.


Тоннаже-сутки в плане рассчитываются по летнему дедвейту (величина стабильная), а не по чистой грузоподъемности, которая зависит от рейса и является в какой-то мере величиной условной.


Основные плановые и отчетные нормативные показатели при планировании загранперевозок: доход на тоннаже-сутки в эксплуатации и количество тоннаже-суток в эксплуатации; произведение их представляет собой валютный доход, приносимый флотом за год.


Валютные показатели, по мнению польских специалистов, вполне результативные (количественные и качественные) и отражают то, насколько правильно и эффективно использовался тоннаж. Для анализа использования флота и в качестве статистических показателей применяется комплекс обычных невалютных показателей: тонны, тонна-мили, производительность тонны дедвейта при суточной эксплуатации и т. д.


Применяемые показатели позволяют вывести величину — чистый доход, приходящийся на одну тонну дедвейта. Этот показатель в сравнении с показателем капиталовложений на тонну дедвейта дает возможность судить об эффективности сделанных капитальных вложений в морской транспортный флот. Так как валютные показатели зависят от уровня мировых фрахтовых ставок, которые сильно колеблются при сопоставлении работы флота за различные годы, дополнительно наряду с валютными показателями используются и обычные невалютные показатели.


Расчет доходов от перевозок грузов производится по существующим мировым фрахтовым ставкам и единым тарифам как для польских, так и для иностранных клиентов. Такая система позволяет правильно отобрать наиболее валютно-выгодные рейсы для своих судов, в силу того, что за данную перевозку пароходство получает одинаковую сумму фрахта как с отечественного, так и с иностранного грузоотправителя. Пароходство может оперативно решить, где ему выгоднее использовать судно: взять отечественный груз или отдать этот груз для перевозки на иностранном тоннаже, а свое судно использовать для работы между иностранными портами, с тем чтобы получить для государства повышенный валютный доход. пинап казино